Удивительные люди встречаются не часто , но все-таки встречаются , и от общения с ними , от их присутствия в нашей жизни хочется жить, делать , верить, тратить себя полней и целесообразной , вглядываться внимательней в души людей, находишь в них искры творческого начала и приобщить их к общему свету. С.С.Гейченко, хранитель Пушкинского заповедника, автор книги о Лукоморье, тепло отзывался художнике В.М.Звонцове , который и иллюстрировал 3 издание этой книги (Лениздат , 1997).
В.Звонцов и Е.Звонцова иллюстрировали детскую книгу «Улыбку ясная природы». Директор Пушкинского заповедника в Михайловском С.С.Гейченко, упоминая в своей книги «У Лукоморья» о Василии Михайловиче Звонцове , говорит о поэзии его творчества, уподобляя офорты русской лирике, а миниатюры- пушкинским иллюстрациям. Да и самого художника Гейченко называет поэтом. Пушкинская земля, действительно, много значила для Звонцова . Муза поэта совершенствовала его зрение. Здесь он открыл для себя необычайную значимость слова и впервые глубоко постиг таинственную силу простоты, которая у Пушкина достигает свободы и естественности явления природы.
Война научила Звонцова любви к земле, поэзия помогла услышать язык природы, а труд и неутомимо углубляемое внимание к технике дали возможность выработать и развить послушные всякому сюжету свои художественные средства.Сколько раз в живописи и графике мелькали затянутые травой окопы. Звонцов, кажется, избегал этой темы, как вообще после войны мало делал специально военных работ, и, когда ему предложили в великолукской деревне избу для летней работы, он отказался, потому что воевал там, помнил те берега и тот лес, виденные через стёкла бинокля, и это тяжело отзывалось в сердце. Но израненная земля не уходила из памяти, и замысел, может быть бессознательно отстаивался в сердце художника, прояснялся, воплотившись наконец в триптихе «На старых окопах». Это, может быть, самое немногословное в нашей графике произведение на тему минувшей войны. Тут и объяснять не надо, что такое совершенство замысла и совершенство исполнения. Сухие травы, три чахлых кустика, плохо прижившихся на израненной земле. Да прекрасная молодая береза, похожая на юношу, вставшего в рост на краю окопа, -словно проросло чьё-то солдатское сердце…Это центральная часть триптиха, исполненная потрясенного молчания, нежности и глубокой задумчивой печали. Прекрасный, полный любви и скорби лист. Знакомясь с работами Звонцова, мы смотрим на названную художником повседневность с фетовским удивлением. Высокое в своей благодарности простоте и нравственной прямоте негромкое искусство Василия Михайловича Звоноцова-хорошо и далеко слышно в общей речи коренной русской культуры, и чистое слово его графических работ справедливо занимает свое место в словаре «живого великорусского языка» нашего отечества.
В.М.Звонцов родился в апреле 1917 года в деревне Вахонькино (ныне Кадуйского района Вологодской области ) в семье сельского учителя. Детство прошло в деревне, в окружении типичной для русского Севера природы. C детства узнав мир русской природы, он стал верен ему всю свою жизнь. Его отец очень любил искусство, музыку. У него не было и какой профессиональной подготовки, но он много занимался рисованием, собирал репродукции, имел неплохую для сельских условий библиотеку. Заметив у Василия раннее увлечение рисованием, отец поощрял сына и был, в сущности, первым наставником.
Первая попытка после девятилетки поступить в Академию художеств в 1934 году была неудачной: специальная подготовка оказалась явно недостаточной.
В 1935 году, когда семья переехала в Ленинград, Звонцов поступил в Художественное училище, рассчитывая после него стать студентом Академии художеств. "Училище дало мне очень много, и в первую очередь благодаря отличным преподавателям."
Рисунок преподавал сначала академически строгий и требовательный С.А.Бутлер, а затем А.А.Громов-прекрасный рисовальщик и офортист, который умел придать занятиям по рисунку творческий характер. Именно Громов первым рассказал нам об офорте и показал оригиналы. С тех пор Василий Михайлович задумал непременно стать офортистом.
В 1939 году Звонцов наконец поступил на первый курс Всероссийской Академии художеств, но учебный год начать не смог: настал срок службы в Красной Армии. Служить пришлось в Архангельске. Свободного времени у него почти не оставалось, и рисовать приходилось редко. А когда срок службы истекал, началась Великая Отечественная Война.
Продолжение художественного образования отодвигалось на неопределённое время. Вместо этого пришлось пройти ускоренный курс военного училища, после чего в должности командира взвода и в звании лейтенанта направиться на фронт. На фронте Василий воевал в пехоте непрерывно с апреля 1942 года до дня победы. Участвовал в боях за освобождение Калининской области, Белоруссии, Латвии, Польшы, воевал в Германии. Закончил войну в Берлине в звании подполковника. Дважды был легко ранен и один раз контужен. Награжден пятью боевыми орденами и шестью ме6далями. Фронтовая служба не давала возможности рисовать. Очень редко делал наброски . К концу 1944 года их накопилось около трех десятков, хранились они в обозе, в его вещевом мешке, и однажды при артналете были уничтожены. Осталось лишь несколько фронтовых рисунков, находившихся при Звонцове, в его полевой сумке.
После войны Василий Михайлович Звонцов демобилизовался не сразу. Его армейские начальники прочили ему успешную военную карьеру и не одобряли моего настойчивого желания вернуться к профессии художника. Лишь осенью 1946 годавозвратился он из Германии в Ленинград и приступил к занятиям на живописном факультете Института имени И.Е.Репина.
После второго курса перешел на только что созданный графический факультет. Осуществлялась давняя мечта стать офортистом.
В 1951 году Звонцов был избран секретарем райкома партии Василеостровского района Ленинграда. Последовали четыре напряженных года совмещения большой партийной работы с профессиональным трудом художника. Уже будучи секретарем райкома, в 1952 году я завершил свою учебу в институте. Моей дипломной работой была серия станковых пейзажей «По дорогам войны». В том же году Василий Михайлович был принят в члены Союза художников.
С 1953 по 1970 год преподавал офорт на графическом факультете Института имени И.Е.Репина. Посвятив все свое творчество пейзажу, я поставил перед собой задачу углубленного изучения, штудирования природы. Чтобы осуществить творческие замыслы, одной любви к природе явно недостаточно. Надо хорошо знать этот прекрасный мир во всех проявлениях и свободно распоряжаться изобразительными средствами графики.
1970-1974 годы связана для меня с работой главным редактором экспортного издательства « Аврора», выпускающего литературу по изобразительному искусству. Сложная и напряженная работа обогатила меня как художника. Я имел возможность ознакомиться со многими музеями и картинными галереями страны, работать над изданиями с крупнейшими учеными-искусствоведами, ряд зарубежных поездок позволил увидеть всемирно известные собрания и получить более полное представление о состоянии изобразительного искусства за рубежом.
В 1978 году Звонцову было присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР», а в 1983 году-«Народный художник РСФСР».
В последние годы Василий Михайлович всецело занят творческой работой в мастерской и на натуре. Натуральный материал, собранный героем, о очень велико, недостатка в замыслах Звонцов никогда не испытывал. Но чтобы лучше, полнее раскрыть необычайную красоту, гармонию и совершенство, заключенные в природе, чтобы своими пейзажами помогать зрителю открывать прекрасное в, казалось бы, обыденном, надобно вновь и вновь обращаться к натуре, постоянно обогащаться ею. Есть и другая важная задача : непрерывное совершенствование в его любимыхтехниках-офорте, китайской души, карандашом и угольном рисунках. Все это заставляет дорожить каждым днем, много работать, быть строгим к себе и, не удовлетворять созданным, надеяться, что лучшее твое произведение-впреди.
Беляев Георгий Евгеньевич
Беляев Георгий Евгеньевич (р.1921) Человек активной жизненной позиции Георгий Евгеньевич Беляев — почетный гражданин г. Пушкина, с 1964 г. становится директором Екатерининского дворца-музея. 25 декабря 2001 года исполнилось 80 лет председателю Совета общественного самоуправления 6 микрорайона (Красносельское шоссе и Саперная улица) полковнику в отставке Георгию Евгеньевичу Беляеву. Родился Георгий Евгеньевич в Одессе. В 1940 после окончания средней школы его призывают в Красную Армию и направляют в Казань в стрелковый полк. Осенью того же года его, в числе других бойцов, имеющих среднее образование, направляют на курсы младших политруков запаса. Весной 1941 г. после успешного завершения учебы ГеоргийЕвгеньевич получил назначение в Белорусский военный округ на должность политрука батареи зенитного полка. Там и застала его Великая Отечественная война. С первых дней войны он на фронте и познал горечь поражений и радость успехов. Был в окружении и с небольшой группой бойцов пробился к своим, не потеряв веры в победу в самые тяжелые дни. Летом 1942 г. становится членом ВКП(б). Всю войну, от начала и до конца провел Георгий Евгеньевич на фронте. Он участвовал в обороне Москвы, освобождении Варшавы и штурме Берлина — это основные вехи боевого пути. Был дважды ранен и каждый раз сбегал из медсанбата. Воевал в различных частях на должностях, где основным методом воспитания был личный пример, а основными лозунгами — За Родину! Коммунисты — вперед! Свидетельством личного мужества и героизма стали боевые награды: Ордена Отечественной войны I и II степени, три ордена Красной Звезды и особо ценимая медаль “За отвагу”. После войны Георгий Евгеньевич становится кадровым офицером. В 1951 г. после окончания курсов политработников продолжил службу в артиллерийских частях Ленинградского военного округа. В 1954 г. в связи с реорганизацией Советской Армии получает назначение на должность зам. командира военно-строительного отряда по политической части в г. Пушкине. Отряд участвует в строительстве и восстановлении зданий на улице Маяковского, бульваре Киквидзе, Красносельском шоссе. В те годы были восстановлены здания 410 школы, военного городка, некоторых бытовых учреждений. Майор Г. Е. Беляев не только руководит работой своих подразделений, но и принимает активное участие в общественной жизни города. Начиная с 1955 г. его неоднократно избирают народным депутатом Пушкинского райсовета, членом Пушкинского РК КПСС. Он член общества “Знание” и часто выступает в трудовых коллективах. После увольнения в запас работает в Павловском дворце-музее, в райкоме партии, в с 1964 г. становится директором Екатерининского дворца-музея. Именно здесь в полной мере раскрылся его талант организатора и воспитателя. Дворец-музей в те годы только вставал из руин. Денег на его восстановление не хватало. И тогда было решено использовать возможности дворца и парков в целях пополнения бюджета за счет проведения культурно-оздоровительных мероприятий. В короткие сроки были открыты база отдыха, лодочная станция, танцзал, площадка аттракционов, лыжная и конькобежная базы и др., регулярно стали проводиться мероприятия, посвященные памятным датам, выставки, встречи с известными людьми, выступления духовых оркестров. Все это существенно пополнило бюджет, он стал профицитным, как ныне говорят. Впервые среди музеев СССР Екатерининский музей-заповедник отказался от государственной дотации, но самое главное, были расширены работы по восстановлению Екатерининского дворца и парков Пушкина. Были восстановлены Картинный, Тронный залы. Реставрировано около 30 парковых павильонов и сооружений. Приведены в порядок Александровский и Екатерининский парки. Заново построен Нижний сад. Парки стали излюбленным местом отдыха не только жителей Пушкина, но и Ленинграда. С 1983 г. Екатерининский дворец стал именоваться как Государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Показатели коллектива ГМЗ были впечатляющими. За трудовые успехи многие работники были поощрены, а директор — Г. Е. Беляев награжден орденом Октябрьской Революции. С 1986 г. Георгий Евгеньевич — пенсионер. Но его беспокойный и неуемный характер исключает тихую и безмятежную жизнь. Вот уже девятый год Георгий Евгеньевич возглавляет Совет общественного самоуправления. Жители 6-го микрорайона знают какой это внимательный, активный и заботливый человек, проявляющий о них постоянную заботу. Недаром его любовно называют “Губернатор Красноселки” и по ходатайству общественности Г. Е. Беляеву в июле 1997 г. присваивается звание “Почетный гражданин г. Пушкина”. Осенью того же года его избирают депутатом впервые созданного муниципального Пушкинского городского Совета. В Совете он возглавил мандатную комиссию. Все отмечают его активность и принципиальность, умение сохранить свои жизненные принципы и убеждения. В 1999 г. награжден медалью “В память 200-летия Пушкина
Поделиться с друзьями: